Хороший или плохой? Восприятие добра и зла

Человеческие представления о добрых и злых сверхъестественных существах в значительной степени основываются на восприятии обычных людей.

Представление о дьяволах и ангелах недалеко от восприятия людьми реального мира.

Изображение дилеммы принятия решений, когда на одном плече у персонажа сидит черт, а на другом — ангел, которое часто можно увидеть в комиксах и мультфильмах, недалеко от того, как люди воспринимают реальную жизнь.

Нравственный характер и мотивы вымышленных сверхъестественных существ в этом случае очевидны. Однако ученые из Университета Ватерлоо (провинция Онтарио, Канада) утверждают, что мы похожим образом относимся и к людям, которых считаем хорошими или плохими.

Природа добра и зла является одной из вечных проблем этики, религии и философии. Недавно за нее взялись и социальные ученые. Их заинтересовал вопрос, почему в фильмах и фольклоре дьявола и демонов часто изображают такими, которые готовы удовлетворить случайную просьбу любого «смертного», тогда как ангелы выглядят менее чувствительными и более требовательными? Оказалось, что человеческие представления о добрых и злых сверхъестественных существ в значительной степени основываются на восприятии обычных людей.

«Наше исследование показало: люди ожидают, что хорошие персонажи (и реальные, и вымышленные) внимательно относятся к намерениям, которые стоят за этими просьбам, тогда как плохие будут относительно нечувствительными к ним», — утверждает Ори Фридман (Ori Friedman), профессор психологии из Университета Ватерлоо и ведущий автор исследования. — «Эти шаблоны формируют ожидания относительно поведения как людей, так и сверхестественных существ».

Фридман и его соавторы показали — люди склонны воспринимать злых персонажей как таковых, которым безразлично все, кроме того, что непосредственно влияет на их собственные цели.

Эти результаты подтверждают предыдущие исследования, из которых следует, что по крайней мере некоторые из обыденных представлений о сверхъестественных существах могут основываться на наших взглядах на реальных людей.

«Одним из аспектов восприятия кого-то как «злого» являются ожидания, что этот человек будет обращать меньше внимания на намерения других людей, но зато больше сосредоточен на результатах их действий. А добрый человек будет учитывать в том числе и намерения и сравнивать их с результатами поступков», — утверждает Брэндон Гулдинг (Brandon Goulding), соавтор исследования.

Чтобы исследовать, какие ожидания люди имеют о поведении добрых и злых персонажей, ученые провели пять экспериментов. В экспериментах добрые и злые агенты были либо сверхъестественными существами, либо обычными людьми. В одном из них 2231 участников попросили прочитать короткие истории о том, как главный герой обращается с просьбой к человеку или сверхъестественному существу, и оценить вероятность того, что она будет удовлетворена.

Результаты показали, что у людей есть определенные ожидания относительно того, как моральные качества влияют на принятие решений.

Оказалось, что когда просьба была адресована хорошему персонажу, то оценка зависела от того, действительно ли он понял ее суть и намерения, которые стоят за єтой просьбой. Зато от
плохих ожидали, что они будут удовлетворять просьбы, в том числе и без учета намерений просителя.

«Это исследование проливает свет на то, как люди воспринимают содержание добра и зла. Мы отождествляем зло не только с причинением вреда, но и с безразличием к тому, чего хотят люди. Так же и добро — это не только хорошие поступки, но и забота о том, чего хотят люди и какие у них намерения», — резюмирует Фридман.

Статья с результатами исследования была опубликована в Journal of Experimental Social Psychology в сентябре 2021 года [1].

Butt-dialing the devil: Evil agents are expected to disregard intentions behind requests
Perceptions of supernatural beings reveal feelings about good and bad in humans

    Как мозг описывает наш мирСобакам сопереживают больше, чем людям

Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»

Источник: psyfactor.org

Домашний очаг