Нокаут «Авангардом»: Россия выиграла у США битву за управляемый гиперзвук

Сообщения об успешных испытаниях гиперзвукового российского комплекса «Авангард» вызвало в мире массу откликов — от восторженных до скептических. Военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков рассказал Федеральному агентству новостей о деталях создания, особенностях и уникальных возможностях принципиально нового российского оружия и как РФ выиграла у США битву за управляемый гиперзвук.

Догнать «Авангард» очень сложно

— Сообщения о новом оружии России стало неожиданным для Запада, хотя о его разработках говорили давно.

— С «Авангардом» вопрос непростой и достаточно долгий. Это не так, что 1 марта о нем объявили, испытали и он сразу пошел на вооружение. Все началось, как и говорил президент, в 2004 году. Думаю, тогда ему были показаны наработки, которые выросли из исследований, проводившихся в Советском Союзе. На самом деле, это очень длительный процесс битвы за управляемый гиперзвук, который шел по двум — ракетному и авиационному — направлениям. 

— Почему был отдан приоритет именно ракетному направлению?

— С ним проще: нет пилота и ограничения по скоростям. Нагрузка при маневрировании ограничивается только стойкостью материала, из которого изготавливался летательный аппарат, тело, изделие. При достижении гиперзвуковых скоростей требовалось решить главный вопрос, который связан с нагреванием поверхности самого летательного аппарата. Этим занимался еще Сергей Королев. И одним из вариантов, который был реализован, стал «Буран»: он был покрыт вспененной керамикой, позволявшей выдержать высокую температуру во время прохождения так называемой высоты плазмы. 

В конце концов мы вышли на технологии, которые были показаны в 2004 году. А в 2018 году они фактически были реализованы.

— Но проект был под угрозой закрытия? 

— Да, об этом говорил вице-премьер Юрий Борисов. Проект шел, но результата не было. И все же проект удался, благодаря кооперации сразу нескольких концернов: нашего ведущего по баллистическим ракетам Московского института теплотехники Юрия Соломонова и «Корпорации тактического ракетного вооружения», которую возглавляет Борис Обносов. Благодаря этой кооперации удалось создать надежный и перспективный комплекс. 

Когда проект анонсировался президентом в марте 2018 года, говорилось о скорости 20 чисел Маха. Но при испытаниях ракета развила скорость порядка 30 тысяч километров в час, а это составляет почти 27 чисел Маха. Юрий Борисов подсказал, что комплекс может развивать скорость до 30 чисел Маха. 

— Почему здесь так важна скорость?

— В принципе баллистические ракеты и так летают на скорости 21—23 тыс. км/ч, находясь на баллистике. С другой стороны, баллистический участок полета является самым уязвимым. Хорошим противоядием тут являются как раз скоростные показатели. 

Тот же «Сармат» проходит баллистический участок полета на повышенной скорости, чтобы затруднить работу по нему систем ПРО. И венцом этого является способность сверхзвукового блока совершать непредсказуемые маневры в пространстве по высоте и, как говорят, по курсу и тангажу. Предсказать, где он окажется, в той или иной точке, абсолютно невозможно. И не факт, что сработает заградительное поле из ракет ПРО, которые должны создавать против него «стену». А догнать «Авангард» очень сложно. Даже если он будет лететь со скоростью 20 чисел Маха, то противоракета, которая его догоняет, должна лететь с 30 числами Маха. 

— В чем еще состоит технический прорыв «Авангарда»?

— Все обращают внимание, конечно, на сам планирующий гиперзвуковой, управляющий, маневрирующий и точно попадающий в цель блок — и это, безусловно, прорыв. Но и с самой ракетой, которая его выводит, проведены доработки, связанные с топливом. В топливе используются нанокомпозиты, которые повышают его КПД и дают возможность развивать большую скорость. Когда ракета выходит за слои атмосферы, за высоту в 100 км, во-первых, сам этот участок преодолевается очень быстро, а дальше в безвоздушном пространстве развивается сумасшедший импульс, который обозначен такими скоростями. 

У американцев началась паника

— Как можно оценить возможности США в этой сфере? 

— Американцы занимались гиперзвуком волнообразно. Одно время интерес к этому у них повышался, но они достигали отрицательных результатов и останавливались. На долгое время работы у них были заморожены, потом снова начиналась лихорадка. Последние испытания по гиперзвуку в США прошли в 2014 году. И после этого никаких телодвижений не было — они вообще считали, что это пустая трата времени.

— Как же это соотносится с американской стратегией «глобального мгновенного удара»?

— Эту стратегию сформировали и «попилили» войска. Одним из элементов первого обезоруживающего удара являются крылатые ракеты морского, воздушного и наземного базирования, массовое применение которых должно лишить противника ядерного потенциала. А система ПРО должна добить те баллистические ракеты, которые избежали поражения от первого удара. Но гиперзвуковые комплексы, которые тоже шли в рамках этого проекта, оказались «разработкой №2». Большие деньги были выделены на разработку ракет средней дальности, а гиперзвук шел по пятам. 

Единственная разработка в США, которая связана с гиперзвуком, это ракета Х51А Waverider, которая близка к реализации. Правда, она показала скорость 5,2 Маха. Предполагалось, что она будет головной частью комплексов крылатых ракет и очень быстро будет преодолевать расстояние в 2,5—3 тыс. километров. 

Также был сухопутный проект DSV, который американцы испытали в 2011 году. Он пролетел 3700 км, при этом показав скоростные данные около 8 чисел Маха. Повторный запуск в 2014 году стал неудачным: как  было заявлено, полет прекратился из-за возникновения какой-то аномалии. 

Кстати, испытания Х51 тоже были своеобразными. Был показан полет на гиперзвуковых скоростях, а потом ракета самоликвидировалась, потому что связь с ней прекратилась. Множество технических сложностей не позволило планомерно американцам вести эти работы.

— Как в США отреагировали на создание гиперзвукового оружия в России?

— Вначале это восприняли со скепсисом, а после демонстрации «Кинжала» и «Авангарда» у американцев, мягко говоря, началась паника. Пришлось в срочном порядке добавить в бюджет США 30 млрд долларов на разработку гиперзвукового оружия. 

Задача стояла любыми способами получить гиперзвук. И уже появились анонсы, что та же ракета X-51A Waverider должна активно совершать полеты в 2019 году. Возобновляются работы по гиперзвуковому комплексу AHW для сухопутных войск. 

Еще у Америки есть проект HTV-2, который очень похож на наш «Авангард». По заявленным характеристикам он также выводится ракетой в ближний космос, развивает скорость, оттуда планирует и попадает в цель. Но есть маленькая особенность — американцы рассматривают его не в ядерной составляющей, а как болванку для кинетического удара. 

— В этом принципиальное отличие от «Авангарда», кроме скорости?

— Сделать как у нас, чтоб он нес в себе заряд, да еще и управлялся при нагревании до 2500 градусов по Цельсию, в США пока не могут. Они делают болванку из тугоплавких материалов, которая за счет массы и скорости может вызвать кинетический удар и массовые разрушения. 

— А у нас — полноценный заряд?

— У нас не просто заряд, а моноблочное исполнение. Понятно, что никаких там разделяющихся блоков не будет — на таких скоростях это очень сложно решаемая задача. «Авангард» можно рассматривать как боеголовку «Сармата», которых будет десять — по 750 килотонн, или 15 — по 450 килотонн. 

Технологии позволяют сделать боеголовку такой мощности, которая гарантированно поразит стратегически важный объект военной либо гражданской инфраструктуры противника. Такую гарантию дает не только мощность заряда, но и то, что она однозначно попадет в цель. 

Обойдемся без гонки вооружений

— Сколько необходимо таких комплексов для гарантии безопасности России?

— Юрий Борисов уже объявил, что один полк будет оснащен «Авангардами». Я думаю, что таких полков будет, как минимум, два. Ракеты, скорее всего, они будут стрелять как на запад, так и на восток.

— На что должно хватить мощности, как минимум, двух полков?

— С учетом того, что у нас будет еще и «Сармат», который заменяет ракету РМ-36 «Воевода», то ко времени снятия последней с вооружения в 2036 году Россия получит обновление баллистических ракет, у которых будут гиперзвуковые и управляемые принципы поражения. При этом мы придерживаемся количества боевых зарядов, ограниченных договором СНВ-3. Увеличивать количество не будем, но зато повысим качество.

— Снова сюрприз для «партнеров»? 

— Расчет американцев при создании своей ПРО строился на том, чтобы в результате действий ее морской составляющей и позиционных районов гарантированно сбивать все наши ракеты. А тут выясняется, что они ничего не могут сбивать. То количество ракет, которое у нас существует, достигнет своих целей. 

— Иными словами, Россия нанесла по США нокаутирующий удар «Авангардом»?

— Вся затеянная американцами хитрая казуистика предполагала, что мы неизбежно должны были нарушить договор, чтобы массово производить ракеты для преодоления их системы ПРО и опять надорвать себя экономически в гонке вооружений. А мы их разочаровали: не стали ввязываться в гонку вооружений, а сделали качественное решение, которое нивелирует затраты США.

— У нас были другие варианты? 

— Было еще два пути: создавать аналогичную систему ПРО (а это сумасшедшие деньги, в десять раз большие, чем на создание «Сармата» и «Авангарда») либо штамповать огромное количество ракет, большая часть из которых будет сбита. Но был найден третий, срединный путь, который обнуляет систему ПРО США. Не стали делать большое количество ракет, но при этом решаем все задачи. 

— А что тогда мешает США выйти из договора по СНВ-3, как они это сделали с договором по ликвидации РСМД? 

— Если американцы выйдут из всех договоров по ядерному сдерживанию, а у них прямо руки чешутся, начиная от плеча, то мы вернемся к тому, что у нас было уничтожено по этим договорам. У нас, например, в Тверской области шахтные установки сейчас в бесхозном состоянии. Так вот, мы сможем создать баланс, который для «партнеров» окажется неподъемным ни при каких обстоятельствах. 

— Но скептики критически оценивают возможности России в ядерном сдерживании…

— В Сети какие-то умники говорят о том, что даже если все наши полторы тысячи ракет полетят, то они, мол, нанесут Америке лишь мизерный ущерб. Я понимаю, что эти люди основываются на аналитике, которую делали как раз американцы, создавая свою стратегию «Быстрого глобального удара». Они допускали, что в результате обезоруживающего удара и применения системы ПРО до Америки долетит лишь малая часть наших ракет.

— Отсюда взялся этот мизерный ущерб?

— Отсюда желание затеять большой «бадабум». А тут выясняется, что не выйдет. Потому что если мы говорим про «Сармат», то он несет от 6,75 до 7,05 мегатонн ядерного заряда. Примерно десять боеголовок одного «Сармата» могу унести жизни порядка 37 миллионов человек, если попадут в густонаселенные районы. 

В случае Америки, достаточно десяти «Сарматов» при гарантированном попадании в цель… А если мы возьмем наше оружие возмездия под названием «Посейдон» и поставим туда головку в 200 мегатонн и долбанем по Западному или Восточному побережью, тогда мало не покажется никому. Это качество с доставкой в цель со стопроцентной гарантией.

Автор:
Юрий Котенок

Источник: riafan.ru

Домашний очаг