Характеристики авторитетного (демократического) стиля воспитания в семье

Здравствуйте, уважаемые читатели! Авторитетный (демократический) стиль воспитания является самым трудоемким для родителей. Но при этом наиболее гармоничным для развития детей.

Он подразумевает уважительное отношение к личности ребёнка. Когда учитываются его предпочтения и желания. А также даётся возможность делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность. Это позволяет ему становиться более осознанным и зрелым.

И сегодня мы рассмотрим подробнее, в чём его плюсы и минусы, если таковые имеются.

Авторитетный (демократический) стиль воспитания: характеристика

 

Правила и ограничения

Вырабатываются некие правила, которые являются нерушимыми и действуют внутри семьи независимо от пола, возраста или уровня власти. То есть, соблюдать их обязаны все, пусть то будет папа или самый младший ребёнок. Это позволяет сформировать определённую систему ценностей, которая будет опорой в дальнейшей жизни малыша, когда он «выйдет» в социум, станет на ноги и даже создаст свою семью.

Например:

  • В нашей семье не принято бить друг друга, даже если очень зол;
  • Если кому-то нужно побыть наедине – мы обязательно даём эту возможность;
  • Мы честны друг перед другом и так далее.

Важно, что правила действительно касаются не только детей, это указывает на то, что в определённых ограничениях все равны. А значит, уважают личность друг друга и не являются всесильными, активно демонстрирующими свою власть.

Как обычно бывает в отношениях, где царит авторитаризм. Когда маленького человечка в качестве наказания бьют, а по отношению к другим людям проявлять насилие категорически запрещают. В случае ослушания – опять бьют.

Такой подход вызывает противоречивые чувства, а в некоторых случаях и психологическую травму, какие-либо личностные ограничения. Так как двойственность посланий расшатывает психику.

Баланс между наказанием и поощрением

Если о самих наказаниях, то они не направлены на то, чтобы причинить намеренно вред, как физически, так и морально, с целью унизить, либо сбросить собственное напряжение. Как и отсутствует попустительство, либо совершенно необоснованное поощрение, которое только наносит вред.

В общем, сохраняется баланс, гармония. Если заслужил – получил награду, если провинился – взял на себя ответственность и исправил ситуацию. Либо выдержал временные ограничения, допустим, лишившись телефона на сутки.

Подобный подход формирует осознанность. Малыш, прежде чем совершить что-то, будет думать о последствиях. И важно, чтобы он не боялся получить по попе, а понимал, почему этот поступок расстроит родных и усложнит его жизнь.

Близость

Когда человек способен принимать чувства другого – это сближает, а также создает доверительные, тёплые отношения. Обычно в семьях, где эмоции маленького человека игнорируются и присутствует, так называемая, холодность и отчуждённость – происходят неприятности.

В плане, он может сбегать из дому, употреблять алкогольные и наркотические вещества, воровать и многое другое. Пытаясь таким образом привлечь внимание и получить признание хотя бы со стороны таких же, как он.

Подражание

В семье с демократическим стилем воспитания нет навязывания своей системы ценностей, вкусов, предпочтений и типа поведения. Никакого давления, если взрослый хочет чему-то научить своё чадо – он делает это с помощью собственного примера.

Достаточно непросто убедить человека не врать, постоянно при этом обманывая его, согласны? Точно также и дети, они не особо обращают внимание на слова, больше руководствуются теми знаниями, которые получают, наблюдая за взрослыми. Именно так они перенимают опыт, изначально прислушиваясь к себе, подходит им такое развитие событий, или нет.

Чуткость

Уже не раз упоминалось, родители, взращивающие малыша, проявляют уважение и чуткость к его личности, желаниям, потребностям. Поэтому не заставляют «запихиваться» нелюбимым борщом. А просто предлагают на обед ему что-то другое, раз уж именно его наварили.

На самом деле это помогает понять, что я ценен, важен. Соответственно, никто не имеет права обращаться со мной плохо, причинять боль и игнорировать.

Дети, к которым в детстве относились несправедливо, злоупотребляли властью, критиковали и ограничивали в чём-то, отличаются склонностью к виктимному поведению.

То есть находятся в основном в позиции жертвы. Они буквально притягивают неприятности и позволяют унижать себя, обижать и причинять боль, считая, что заслуживают такого обращения.

Открытость и разъяснения

Авторитетный стиль характеризуется готовностью к диалогу. Когда родитель не просто запрещает, а объясняет, почему нельзя. Когда малыш имеет право задать вопрос и получить на него ответ. И не просто имеет право, но и не боится показаться глупым, оказаться некстати.

Между прочим, такой подход сохраняет нервную систему в порядке. Потому что, когда всё понятно – нет необходимости сбрасывать злость на того, кто её спровоцировал запретом, даже в целях безопасности. А также смысла совершать поступок, который ничего хорошего не принесет, или просто поставит под угрозу здоровье.

Например, зная, чем может обернуться невнимательность на дороге, либо игнорирование правил дорожного движения – он будет пользоваться пешеходным переходом, не перебегая в неположенных местах.

Если же просто ругать каждый раз – будет возникать сопротивление. И при взрослом, возможно, будет держать себя в руках, но находясь без контроля – возьмётся за старое. Потому что в сознании ничего не изменилось. А чтобы там что-то изменилось, важно объяснять и быть открытым к диалогу.

Поощрение самостоятельности

Родители дают возможность самостоятельно принимать решения и делать выбор. Они позволяют совершать ошибки, не делая из неудач трагедию. А наоборот, поддерживают и поощряют новые попытки справиться с задачей, попробовать свои силы.

Они организовывают пространство так, чтобы ребёнок сам обращался за помощью в случае необходимости, то есть не вмешиваются, показывая, что он способен найти выход из ситуации без участия других людей.

В крайнем случае, предлагают совместно поразмышлять над решением. То есть, не вместо него что-то делают, а как бы находятся рядом, подсказывая, что может пригодиться в данном случае, делятся своим опытом. В итоге малыш ощущает радость и гордость за себя. А не расстраивается, что ни на что не годен.

Поиск контекста и истинной потребности

За каждым «не хочу» что-то обязательно находится важное, да настолько, что провоцирует сопротивление. Например, если чадо не хочет идти в школу – это не обязательно проявление лени или глупости, как обычно думают взрослые.

Авторитетному родителю важно понять, в чём причина такого поведения. Поэтому с помощью вопросов, при условии, что в отношениях присутствует доверие, он пытается прояснить ситуацию. Возможно, с каким-то учителем не ладит, либо поссорился с одноклассниками.

Порой банально не успевает выполнять задания и его стыдит преподаватель. Не верит в его способности, отчего занижает оценки. В таком случае нет смысла ругаться и требовать любить учиться. Формируя ещё большую неприязнь к школе и отталкивая от себя из-за непонимания.

Признание своих ошибок

Нет идеальных людей, даже если кто-то очень многого достиг, это не означает, что он безгрешен и никогда не допускает ошибки.

Когда, допустим, мама признаёт свою вину и неправоту – она показывает, что на самом деле живая, настоящая и к ней можно приблизиться. А не ощущать, что является недосягаемым образом, которому нет смысла подражать.

Такой подход, кстати, ещё учит тому, что ошибки можно исправлять. А также просить прощения за свои слова и поступки. Что означает – нести за них ответственность, а не придумывать оправдания, желая показаться лучше, чем есть на самом деле.

Обязанности

У каждого члена семьи есть сои обязанности, даже у самых младших. Они должны быть посильны возрасту и умениям. Со временем можно увеличивать нагрузку. Если поначалу достаточно уметь самостоятельно переодеваться, то чуть старше нужно заправлять свою кровать по утрам, мыть за собой тарелку или помогать накрывать на стол.

Только выполнять домашнюю работу следует мотивировать не путём упрёков и наказаний, а наоборот, объясняя, что важна и приятна помощь. Что вы являетесь частью одного большого механизма, и чтобы он качественно функционировал, важна каждая, даже малейшая деталь.

Чем больше свободного времени у родителей – тем больше его они проводят вместе на прогулке или за игрой.

Плюсы и минусы

Как вы сами могли убедиться, авторитетный стиль семейного воспитания является наиболее гармоничным для пока ещё маленькой подрастающей личности. Он позволяет раскрыть её особенности, таланты и стать более зрелой, осознанной, с чувством собственного достоинства.

Минус же в том, что взрослым, выбравшим именно этот путь, необходимо предпринимать массу усилий, чтобы развиваться. Справляться с собственными ограничениями и быть примером для подражания.

Да и не всегда есть ресурсы для того, чтобы искать компромисс и предлагать сотрудничество. Вместо обычного приказа, который следует неукоснительно выполнять, потому что «я так сказал».

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок рекомендую ознакомиться со статьёй про авторитарное воспитание, чему оно может способствовать в развитии, а также в чём наоборот, мешать.

Всё-таки, придерживаться только одного стиля практически невозможно. Ведь бывают моменты, когда необходимо проявить твёрдость и жесткость своей позиции. А бывают, когда следует максимально ослабить контроль и предоставить свободу действий.

Так что важно знать о каждом типе воспитания, чтобы применять его, когда он наиболее актуален и необходим.

Берегите себя и будьте счастливы! До новых встреч!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Домашний очаг